Положение о библиотеке МКОУ Александровская СШ

деятельности в целях обеспечения права участников образовательной
деятельности на бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в
соответствии с российскими культурными и образовательными традициями,
а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим
многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки
базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой
культуры. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и
справочными
документами
учитывается
при
лицензировании
образовательной
организации.
1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об
образовании в Российской Федерации» школьная библиотека доступна и
бесплатна для читателей, обучающихся, учителей и других работников
общеобразовательной
организации.
1.8. Цели школьной библиотеки: формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения Федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС), содержания общеобразовательных
программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине,
семье,
формирование
здорового
образа
жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением о
школьной библиотеке, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов
Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления
образованием и Уставом общеобразовательной организации.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах
демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих
ценностей,
гражданственности,
свободного
развития
личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из
признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от
25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности»
(с
изменениями
от
14
февраля
2024
года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к
осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или
оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том
числе труды руководителей национал - социалистической рабочей партии

Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или
оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо
оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений,
направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической,
социальной,
расовой,
национальной
или
религиозной
группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального
закона № 114-ФЗ относятся:
- официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
-материалы, авторами которых являются лица, осужденные в
соответствии с международно-правовыми актами за преступления против
мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью
первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
- любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список
экстремистской литературы, утвержденный федеральным органом
исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории
Российской
Федерации.
2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной
информации, перечень основных услуг и условия их предоставления
библиотеками определяются в Правилах пользования библиотекой.
2.7. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность
и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности
производится в соответствии с правилами охраны труда и пожарной
безопасности, санитарно-гигиеническими требованиями и нормами.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования
учащихся
и
педагогов
общеобразовательной
организации.
3.2.
Обеспечение
участникам
образовательной
деятельности
—
обучающимся, педагогам, родителям (законным представителям) учащихся
— доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на
различных носителях:
- бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного
пользователя:
обучение
пользованию
книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя:

обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и
формирование
комфортной
библиотечной
среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время
получения образования учебников и учебных пособий из библиотечного
фонда.
4. Основные функции школьной библиотеки
Для
реализации
основных
задач
школьная
библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная,
информационная, культурная.
4.2.
Формирует
фонд
библиотечноинформационных
ресурсов
общеобразовательной организации:
- комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации, учитывая
Федеральный
список
экстремистской
литературы,
запрещенной
к
распространению на территории Российской Федерации, утвержденный
Федеральным органом исполнительной власти;
- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и
банками данных других учреждений и организаций;
- осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
- организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей,
тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю
общеобразовательной организации;
- разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);
- обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно- информационное
обслуживание обучающихся:
- создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
- способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых
олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного
обучения);

- организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
- оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
- организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического
мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно- информационное
обслуживание педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные
с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
- способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей ( иных законных представителей) обучающихся:
- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
- консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного
фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных,
групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических
обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров,
викторин
и
др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и
благоприятные
условия
для
обслуживания
читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его
удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного
фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной
библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе
совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного
фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном
помещении.
4.14.
Организует
работу
по
сохранности
библиотечного
фонда
общеобразовательной организации.
5. Организация деятельности библиотеки

5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами, учебным и воспитательным
планами школы, программами, проектами и планом работы школьной
библиотеки.
5.2. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности
оборудования
и
имущества
школьной
библиотеки.
5.3. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного
фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с
федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание
необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в
соответствии
с
Уставом
общеобразовательной
организации.
5.4. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем в
соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательной
организации.
5.5. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
- двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной
работы;
- одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится;
- не менее одного раза в месяц — методического дня.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью
осуществляет директор школы, который утверждает нормы и технологические
документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет
ответственность за все стороны деятельности библиотек, в первую очередь, за
комплектование и сохранность ее фонда, а так же за создание комфортной
информационной
среды
для
читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (педагог
– библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции
перед директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными
представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в
соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными
квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом
общеобразовательной
организации.
6.3. Педагог- библиотекарь
(библиотекарь) назначается директором
общеобразовательной организации, является членом педагогического
коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
6.4. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) отвечает за организацию работы
библиотеки и результаты ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о
работе, которые обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются

директором. Годовой план работы библиотеки является частью общего
годового
плана
общеобразовательной
организации.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную
подготовку,
соответствующую
требованиям
квалификационной характеристики по должности и полученной специальности,
подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с
расписанием работы общеобразовательной организации. Два часа рабочего дня
выделяется на выполнение внутри библиотечной работы. Один раз в месяц в
библиотеке
проводится
санитарный
день.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к
должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими
нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательной
организации регулируются трудовым договором, условия которого не должны
противоречить
трудовому
законодательству
Российской
Федерации.
6.9. Педагог – библиотекарь подлежит аттестации в соответствии с порядком,
установленным Правительством Российской Федерации, должен удовлетворять
требованиям соответствующих квалификационных характеристик, Устава и
Положения.
6.10. Библиотечный работник должен строго соблюдать настоящее Положение,
правила и требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении
библиотеки и в общеобразовательной организации.

7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Педагог- библиотекарь имеет право:
- самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного
обслуживания
образовательной
и
воспитательной
деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в настоящем
Положении и Уставе образовательной организации;
- проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
- определять источники комплектования информационных ресурсов;
- изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией
по учету библиотечного фонда;
- определять в соответствии с правилами пользования библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским
комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями
библиотеки;

- взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки, за несовершеннолетних
пользователей ответственность несут законные представители;
- вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда,
в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за
дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей
работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с
вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы
на компьютере).
- участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке,
определяемом Уставом;
- на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих
нормативных актах Правительства РФ.
- быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам
отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
- участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в
работе библиотечных ассоциаций или союзов.
7.2. Педагог- библиотекарь обязан:
- обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
- информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
- формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями
учебных
изданий,
образовательными
программами
общеобразовательной организации, интересами, потребностями и запросами
всех категорий пользователей;
- совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
- обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
- обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и
работой школы;
- вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке
перед директором общеобразовательной организации.
7.3. Библиотечный ребенок несет ответственность:
- за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о
труде, Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым
договором.
- за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
-за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном
действующим законодательством Российской Федерации.

8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
-получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах;
- пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
- получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;
- продлевать срок пользования документами и литературой;
- участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
- обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
- соблюдать правила пользования библиотекой;
- бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
- пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в
помещении библиотеки школы;
- убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за
обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь;
- расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу
(исключение: обучающиеся 1- 4 классов);
- возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
- заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;
- полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или
работы в общеобразовательной организации.
9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку
производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных законных

представителей)
обучающихся
—
по
паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский
формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов
из
фонда
библиотеки
и
их
возвращения
в
библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в
библиотеке производится в присутствии педагога – библиотекаря.
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек
одновременно.
9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может
обращаться
к
педагогу
–
библиотекарю.
9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим
оплату и к ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской
литературы.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным
нормативным актом, принимается на Совете школы и утверждается (либо
вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством
Российской
Федерации.
10.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации принимается
на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются
в
порядке,
предусмотренном
п.10.1.
настоящего
Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».